?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Поделиться прочитанным. Свт. Феофан Затворник
maxim_korzhov
"Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него". Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок - сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности."

  • 1
Тяжеловато мне дается чтение догм как правил!

догм как правил

А поконкретнее?
Догмы христианства - вероучительные истины, не подлежащие изменению. Их, в принципе, совсем не много. Все они, практически, изложены в "Символе веры". Все остальное - именно правила, которые, как и любые, имеют исключения и сформулированы по принципу "вот так, но...":))

Re: догм как правил

Вот именно, я не могу понять двойственность трактовок.
Вроде той, что, ты люби Бога, но если что не так, он тебя накажет.
Т.е воспитание через стах, а не добродетель???
Я понятно спросил?

Re: догм как правил

Да, понятно :)) И это такой вопрос, о которых я всегда говорю: "они ценнее, чем ответ на них..."
Я очень боюсь, что язык мой слабоват для внятного ответа :)) Если таковой вообще мб сформулирован письменно. Меня самого длительное время мучила фраза "начало мудрости - страх Господень" (Пс.110,10; Притчи 1,7)
О таких вещах надо бы размышлять и рассуждать достаточно долго - они не поддаются быстрой и простой формулировке.
Кстати, как ни странно, но изречение св.Феофана, которое я привел, в том числе и об этом - это вещи, которые познаются не разумом... ведь не случайно Господь сказал "блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5,8) "Чистые сердцем узрят", а не те, кто выучил правила и прочел всю Библию и даже не те, кто регулярно в храм ходит... странно да?
Вот на пути этих размышлений лежит и ответ про страх. Бог не наказывает, он наставляет и делает максимально все возможное, чтобы наставить человека на путь жизни, ничего другого Ему от человека не надо:
"Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него."
"Правила" даны для того, чтобы человек не наказывал сам себя. Ведь если мы суём пальцы в розетку и получаем удар током - кто в этом виноват?

Как-то так... скорее - направление, чем ответ :))

чтобы человек не наказывал сам себя

М-да, никогда и ничего мне никто не говорил подобного.
Ты первый.

Re: чтобы человек не наказывал сам себя

Собственно, именно об этом был Ветхий Завет: если упрощенно и максимально коротко - живете по Закону - будет хорошо, нарушаете Закон - будет плохо.
Но нас ведь не удивляет непреложность законов физических или химических? - Тут сформулирован закон социума и указано на непреложность его действия. Так что мой пример с розеткой - упрощенно, но точно.

Но всегда хотелось бы лучшего, причем что-бы ты ни делал, все равно было хорошо.
Мне всегда умиляет фильм "Место встречи изменить нельзя", там горбатый-бандит говорит подельникам - "на святое дело идем, товарища из беды вызволять".
Вроде бы все как надо, а ведь как искаверкана суть.

Да! Самое сложно в жизни - отличение оттенков добра и зла. Хорошо бы все было, как у Маяковского "...это очень хорошо и большим и детям" :) но в жизни, к сожалению, ничего нет черного и белого (в природе тоже :)) - есть лишь оттенки. И это огромная и постоянная загадка.
- Дать денег на опохмел или нет? - Вот задача, которую я каждый раз решаю заново, исходя из конкретного случая. Хотя, казалось бы, ответ очевиден - это грех... но!...

  • 1